Участники |
|
|
|
|
|
РЕЖИМ ФЕХТОВАНИЯ Суть режима фехтования заключается в следующих действия. Вы становитесь к противнику боком в лево- или правостороннюю стойку. В соответствии с выбранной позицией, допустим, левосторонней, Ваша левая рука выдвинута вперед, а правая "дежурит" в тылу, прикрывая голову или бок. Руки постоянно находятся в движении: когда выдвинутая вперед левая рука выполняет защиту нижнего контура, то правая в это время защищает голову и наоборот. Таким образом руки постоянно находятся на противоположных фазах движения (в противофазах). Рука, которая "дежурит" в тылу, действует, в общем-то, однообразно - просто ладонь переходит с одной позиции на другую. А выдвинутая вперед рука производит блокирование то наружным блоком, то изнутри. Понятно, что этим режимом действий удобнее пользоваться в защите, хотя можно эффективно использовать его и в атаке. РЕЖИМ "СТРОИТЕЛЬСТВА ЭТАЖЕЙ" Данный режим еще проще предыдущего. Речь идет вот о чем. Когда Ваш кулак, допустим, ударив или немного не достав противника, находится ближе к носу противника, чем тот кулак, который в атаке сейчас не был, то его, уже прорвавшегося в тыл противника, целесообразно тут же использовать для удара еще один или два раза (удобнее всего выполнять одним кулаком таким способом по два удара). Это и называется "строительством этажей". В самом деле, если Вы сумели провести, допустим, прямой удар в подбородок противника, то очень удобно им еще раз ударить, например, в скулу или в ухо. При этом необходимо соблюдать два условия: Во-первых, всякий раз в момент выполнения удара кулак необходимо сжимать (фиксировать), а после выполнения - разжимать. Во-вторых, другая рука во время выполнения удара первой рукой должна всякий раз защищать разноименную ей сторону головы (то есть: левая рука защищает голову справа, а правая - слева). Желательно также, чтобы во время выполнения первого удара бьющая рука была разноименной выдвинутой вперед ноге. Тогда бить второй и третий раз много удобнее, а значит и количество "построенных этажей" будет больше. РЕЖИМ "ПУГЛИВОЙ ОБЕЗЬЯНЫ" Этот режим по характеру движений очень близок предыдущему, но в отличие от него выполнение первого удара не производится, а лишь имитируется. Суть действий заключается в том, что имитация первого удара, когда Вы лишь дергаете плечом или сознательно останавливаете кулак на половине пути, провоцирует противника произвести блокирующее действие или, по крайней мере, зафиксировать свое внимание на первом движении Вашей руки. Когда же Вы сразу после первого удара производите второй, то он противником должен быть пропущен. По крайней мере, вероятность реализации такого удара много выше, чем выполненного без подготовительных действий. А когда такие "задержанные" удары идут серией, то избежать их попадания в цель, не владея аналогичной техникой, очень сложно. Описанные движения напоминают действия напуганной обезьяны. Первым ударом она как бы отпугивает противника или просто начав удар, не решается его довести до цели. А затем, пересилив страх, все же атакует по-настоящему. РЕЖИМ "УДАРОВ БОГОМОЛА" Богомол действует примерно таким же образом, как и обезьяна. Но он не боится, а сразу идет на удар, только долго замахивается. Именно таким способом у него производится задержка удара. Но вот что интересно - противник богомола реагирует на замах, как на реальный удар, а сам удар, как правило, пропускает. Таким образом, первый удар, который имитирует обезьяна, богомол как бы "проглатывает", тратя его на замах, но сама идея спровоцировать противника на эту ловушку используется обезьяной и богомолом одинаково. Техника выполнения "задержанного" удара богомолом примерно такая. Представьте себя едущим в переполненном транспорте, когда Вас достаточно плотно окружили другие пассажиры. Один из них оказался хамом и хулиганом и Вам необходимо его ударить кулаком в челюсть. Тогда Ваши действия рукой из-за тесноты будут сводиться к тому, чтобы потянув первоначально по швам опущенную руку вверх и немного отклоняясь назад (сначала скользя ладонью по бедру, затем по ребрам груди до подмышки), обеспечить возможность выполнения удара. ВЬЕТНАМСКИЙ КЛЮЧ Данный режим действий, который мы назовем "вьетнамским ключом", характерен для одной из школ вьетнамской борьбы, именуемой "нятнам". Из всего арсенала действий, который предлагает своим ученикам эта мощная школа, мы возьмем на вооружение лишь способ нанесения двойных ударов рукам. Основными принципами этого способа являются: а) начало каждого удара идет от груди; б) когда удары наносятся кулаками, то ладони рук должны находиться возле груди раскрытыми; когда удары наносятся открытыми ладонями или путем хватающих и царапающих (тигриных) движений - руки должны находиться перед нанесением таких ударов возле груди со сжатыми кулаками; в) после нанесения удара кулаки должны изменить свою форму на противоположную: кулак - раскрыться в открытую ладонь, а открытая ладонь - сжаться в кулак. Освоить и взять на вооружение вьетнамский ключ можно сразу же, как только Вы поймете, каким образом Ваши руки должны "разминуться" между собой, идя на очередой двойной удар. Ведь всякий раз каждая из рук идет выполнять новый, оригинально ею исполняемый удар. И для того, чтобы не запутаться в собственных руках, необходимо перед очередной атакой подтягивать их к груди поближе. НЕКОТОРЫЕ ОБОБЩЕНИЯ Обобщая изложенные здесь сведения, отметим, что по мере перечисления режимов ведения боя, структура самих движений постепенно упрощалась, а эффективность режимов возрастала. Так, если в режиме фехтования количество движений ведущего пассивную оборону бойца может быть неограниченно велико, в режимах "строительства этажей" и "пугливой обезьяны" в одном цикле атаки стало уже три движения, в "ударах богомола" - два, то во "вьетнамском ключе" используется фактически одно движение. Хотя здесь не все однозначно. Так, например, одиночный удар богомола возможно и эффективнее, чем у "пугливой обезьяны", но из него длинную серию ударов лучше не строить, а вот в режиме "пугливой обезьяны" можно вести бой достаточно долго. Нетрудно понять, что всякая атака тем успешней, чем лучше она подготовлена. Одиночные удары сами по себе малоэффективны. Не случайно даже во "вьетнамском ключе" в одном движении используются одновременно две руки: одна всегда играет роль камуфляжа, а другая - реальной угрозы. В приведенных выше режимах, предлагаемых новичкам, такая подготовка содержится в самой структуре движений. Ведь она включает в себя и обманные действия, и страховочную защиту, и мощные удары. Все эти действия, помноженные на возможность не выжидая атаки противника самому его атаковать, а также возможность действовать слитно и непрерывно, делает их эффективным оружием. Законы нечётных действий Вести длительное время бой в одном ритме практически невозможно, да и опасно. Ведь у противника постепенно выработается "иммунитет" к таким действиям. В этом случае имеет смысл или периодически снижать ритмику боя или, "взвинтив" ее до предела, попытаться как можно быстрее закончить бой. Когда уровень квалификации противников примерно одинаков, тогда по мере возрастания их мастерства количество взаимных обменов ударами сначала увеличивается (причем каждый из бойцов успевает все более успешно ударов противника избегать), а затем понижается до оговоренных в законах о "черном ящике" двух-трех, и схватка становится скоротечной. Аналогичная картина наблюдается в некоторых видах спорта, далеких от боевого искусства, например, в настольном теннисе. Новички, борясь за победу, довольно быстро выясняют свои отношения - количество скачков шарика туда-сюда между подачами укладывается у них максимум в десяток. Игра хороших разрядников доставляет зрителям больше удовольствия: противники бесконечно и разнообразно пересылают друг другу шарик, меняют дистанцию, производят хитроумные закрутки своего "снаряда", применяют другие технические приемы, но пробивают защиту партнера по игре или сами допускают оплошность намного реже. Игра мастеров экстра-класса не столь эстетична. По крайней мере внешне. Практически один-два пасса после подачи гарантируют одному из них выигранное очко. Только настоящие ценители могут правильно понять и оценить истинную красоту игры мастеров этого уровня. Но чтобы так играть, спортсмен должен сначала пройти предыдущие ступени: побывать в новичках, разрядниках, хороших разрядниках... Так и в искусстве рукопашных схваток неизбежно прохождение этапов квалификации, когда бои длятся от нескольких секунд до десяти-двадцати минут. Их зрелищность обеспечивается разнообразной и, как правило, широкоамлитудной техникой, слитностью боя, возможностью даже для неискушенного взора отследить со стороны детали схватки. Это, конечно, еще не мастерский уровень, но хорошая заявка на него. Ибо овладение всей этой техникой закладывает базу для продвижения на ступень выше. Бесспорно, что длительный бой включает в себя множество сюжетов боя скоротечного. Для того, чтобы непрерывно производить их (иначе говоря, работать в слитном режиме), необходимо сначала ответить на вопрос: по каким принципам небольшие фрагменты объединяются в длинные многоходовые приемы? Видимо свойства больших приемов должны зависеть от той структуры, которая формируется на базе приемов небольших, их составляющих. Именно то обстоятельство, что в состав длинных схем входят фрагменты, принадлежащие ряду однотактных движений, или построенных на базе одной и той же пропорции, делает их столь естественными в исполнении, легко собираемыми, разбираемыми и способными (если уподобить их живым молекулам) рекомбинироваться, то есть обмениваться между собой своими составными частями (фрагментами). Другим важнейшим качеством, обеспечивающим столь гибкие свойства больших и малых приемов, является НЕЧЕТНОСТЬ их структуры. Рассмотрим конкретный пример, достаточно понятный, чтобы не пояснять его рисунком. Выполняется несложная боксерская схема-тройка: 1) удар левой прямой в голову, 2) удар правой боковой в голову, 3) апперкот левой в живот. Затем руки меняются ролями и схема повторяется в зеркальном, правостороннем варианте. Подчеркнем, что данную тройку несложно выполнять последовательно в лево- и правостороннем вариантах БЕЗ ПРЕРЫВАНИЯ. Слитность действий (отсутствие прерываний) обеспечивается нечетным количеством входящих в прием движений. Попробуйте также без прерываний выполнить какую-либо другую известную (или только что сочиненную) боевую схему, и Вы убедитесь, что с четными схемами у Вас ничего не получается. Если Вы, к примеру, после выполнения левостороннего варианта опустите руки и смените начальную стойку (то есть сделаете прерывание!), то проблем не будет, и правосторонний вариант исполнения получится. Но без прерывания ни за что! Итак, сформулируем первый принцип нечетности: 6. Непрерывно чередовать лево- и правостороннее выполнение боевых приемов можно только в случае нечетности входящих в них движений. Таким образом, свойства четных и нечетных приемов различаются тем, что нечетные можно без прерывания воспроизводить то в лево-, то в правостороннем вариантах исполнения, а четные "зацикливаются" на одной из сторон. Поэтому нечетные схемы можно характеризовать как симметричные, а четные - как ассиметричные. Для того, чтобы подобные симметричные циклы можно было выполнять в движении, количество шагов (то есть тактов движения) также должно быть нечетным. Для проверки этого правила попробуйте перемещаться, кружась, считая количество поворотов на 180 градусов. Тогда Вы заметите, что 7. Сменить направление вращения можно только в случае, когда сделано нечетное количество шагов. С четным числом шагов у вас ничего не получится. Поскольку в сложных боевых приемах число входящих в них фрагментов задается тактами-шагами, то это означает, что 8. Симметрия выполнения сложных боевых приемов определяется нечетным числом входящих в них фрагментов. Автор ни в коем случае не хотел сказать, что одну и ту же боевую схему необходимо обязательно выполнять как в лево- так и в правостороннем вариантах. Нет! Просто выполнение нечетной схемы позволяет (за счет изменения направления действий) поменять саму схему на другую, отличающуюся от нее по содержанию, но идентичную по структуре, и, таким образом, слитно, гибко, естественно реагировать на изменения обстоятельств боя. Кроме того, знание свойств нечетных схем нам пригодится, когда будет необходимо производить качественное запоминание боевых приемов. Здесь мы подходим к рассмотрению последнего закона - Максимальной Памяти. Законы максимальной памяти Попробуйте запомнить ряд слов, чисел, знаков или еще что-нибудь. И Вы убедитесь, результат будет наиболее полным, когда уменьшите объем запоминаемого материала до девяти единиц и ниже. Для педагогов лучше всего, когда в аудитории находятся не более девяти учеников: не рассеивается внимание, есть возможность достаточно полно общаться с каждым из подопечных, да и чисто психологически сам характер обстановки является наиболее благоприятным. Видимо не случайно с числами натурального ряда первой десятки связано очень многое, касающееся строения человека, его здоровья, жизни и даже судьбы. Все остальное строится, как правило, на умножении, сложении и других действиях упомянутых чисел, превращающих нас и окружающий мир в бесконечно разнообразную, динамично меняющуюся конструкцию. Применительно к искусству рукопашного боя также имеет смысл ограничиваться небольшим числом заучиваемых базовых положений (принципов, стоек, элементов движений) и конкретных приемов, обратив большее внимание на качество запоминания. Исходя из того, что число 9 является для нашей памяти максимальным, то для "железного" запоминания достаточного для боевой практики материала оптимальными должны являться те числа, что находятся посередине: 3, 4, 5, 6, 7. Теперь сформулируем Первый Закон Максимальной Памяти: 9. Сумма всех запоминаемых движений, входящих в прием, не должна быть больше числа девять. Как бы ни было соблазнительно выучить понравившуюся Вам более длинную боевую комбинацию или формальный комплекс, лучше поступить иначе: вычленить из комбинации (или комплекса) короткие участки и учить их попеременно то в лево-, то в правостороннем варианте исполнения, пользуясь Законом Нечетных Действий. Второй Закон Максимальной Памяти касается общего количества приемов, которым следует ограничить свой технический арсенал любому бойцу. 10. Достаточно мощным техническим арсеналом бойца-рукопашника является комплект, состоящий из 7-9 приемов данной школы. Действительно, если новизна каждого приема, состоящего, к примеру, в среднем из шести движений, составляет 50%, а количество "капитально" выученных приемов равно восьми, то и в этом сильно урезанном варианте общее количество принятых на вооружение разнообразнейших технических действий будет равно 24-м. Этого более чем достаточно практически на все случаи жизни. Ведь многие отдельные боевые элементы и приемы универсальны. Умея группировать и комбинировать их в соответствии с приведенными здесь законами, Вы значительно усилите свое умение драться в рукопашных схватках. 25.06.10 02:57 chaos |
|
Сётэй-ути В спаррингах с учениками Ояма обычно наносил удары не кулаком, а основанием ладони (сётэй). По этой причине многие утверждают, что удары сётэй у него были коронными. Однако, как свидетельствует Като Сигэо, "в действительности во время кумитэ он применял эту технику только для того, чтобы снизить силу удара. Поэтому то место, куда бы он ударил кулаком сэйкэн, он поражал с помощью ладони". Ему вторит Накамура Тадаси: "Когда он спарринговал с нами, своими учениками, он почти не использовал сэйкэн-дзуки и только наносил шлепки по лицу основанием ладони. Даже когда сэнсэй наносил удары в солнечное сплетение или по ребрам, то тоже бил основанием ладони". Тем не менее, эти удары обладали у Оямы поистине разрушительной мощью. Рассказывает Накамура Тадаси: "Может показаться, что удар ладонью - ерунда, но когда его наносят с вкладыванием веса, со сближением, он очень эффективен. Я сам не раз пропускал удары канте Оямы по ребрам и в живот, и порой после них даже пошевелиться не мог". Словно издеваясь над учениками, во время учебных поединков Ояма то и дело отвешивал им увесистые пощечины. По словам Оямы Сигэру, "сосай бил левой ладонью не только в грудь или плечо, но и прямо в лицо, отчего у меня всегда оставались следы от его пальцев. После одного-двух часов тренировки лицо начинало немилосердно жечь, поэтому зимой было очень приятно выходить на улицу после тренировки". Удары ладонью могли наноситься по самым разным траекториям: по прямой типа цуки, по кругу, наподобие фури-ути и т.д. Маваси-ути Еще одним коронным ударом Оямы был круговой удар кулаком маваси-ути. Рассказывает Накамура Тадаси: "Он часто использовал и круговые удары, но в отличие от стандартного маваси-ути наносил удары внутренней стороной головки кулака (кэнто), тем местом, которым наносят хайто-ути. Головка кулака у канте была в несколько раз больше, чем у обычного человека, и прекрасно закалена со всех сторон. Поэтому сэнсэй мог свободно бить головкой кулака с внутренней стороны. Если противник пытался сблизиться с учителем спереди, он мгновенно уходил в левую сторону под углом в 45 градусов и на встречном движении наносил круговой удар маваси-ути правым кулаком. Но из-за того что бить таким образом в лицо или солнечное сплетение очень опасно, он специально бил противника в грудь". Уракэн-ути Активно использовал в спаррингах Ояма и уракэн-ути. По технике исполнения он напоминал вариант этого удара, зафиксированный в ката Сайха, в котором после удара локтем одной рукой захватывают руку противника, а другой наносят ему уракэн-ути в лицо. Ояма Ясухико рассказывает: "Точно так же, как в этом ката, сосай с помощью движений плечом и локтем рассеивал внимание противника, нарушал его дыхание, затем молниеносно наносил кин-гэри в пах и часто продолжал атаку ударом уракэн передней рукой". Уракэн-ути служил для подготовки основной атаки и раздергивания противника. "Оценив моё киай и дыхание, он наносил удар уракэн-ути в лицо, а когда я, испугавшись, закрывал его, тут же бил уракэном по открывшемуся боку живота. Когда я невольно опускал оба локтя, он накрывал мое лицо основанием ладони (сётэй) и надавливал на него", - вспоминает Ояма Ясухико. Хотя уракэн-ути считается ударом несиловым, Ояма и его превратил в грозное оружие. Ка-то Сигэо делится своими впечатлениями об этом "легковесном" и "неопасном" приеме: "В боях с сосаем я не раз пропускал удар уракэн-ути из положения с разведенными в стороны руками и каждый раз слышал: "Ну, ты как? Нормально?". А у меня при этом ноги подкашивались". Мэ-цуки Наконец, Ояма акцентировал внимание своих учеников на уколах и хлестких ударах пальцами по глазам, которые он считал эффективнейшими приемами. "Также часто он "угощал" нас и ударами по глазам, используя уколы пальцами (нукитэ). Молниеносный удар голой рукой по глазам был весьма эффективен, после него слезы катились градом - не остановишь"! Ясуда Хидэхару сообщает, что тычки пальцами в глаза Ояма отрабатывал на мишенях из картона. УДАРЫ НОГАМИ Читатели учебников по Кекусинкай "Что такое каратэ?", "Это каратэ" и др., написанных Оямой Масутацу, прекрасно знают, что он владел практически всем арсеналом ударов ногами каратэ и, несмотря на грузность, был способен бить в голову и даже выше. На одном фото в старой книге по Кёкусин Бобби Лоу Ояма запечатлен наносящим удар ёко кэагэ на добрый десяток сантиметров выше собственной головы. По воспоминаниям Накамуры Тадаси, даже разменяв четвертый десяток, Ояма, "похоже, был в самом расцвете сил. Хотя он был человеком крупным, движения его были чрезвычайно быстрыми, а тело очень гибким, например, он мог выполнять полный поперечный шпагат... Маваси-гэри и ёко-гэри в уровень головы он наносил "со свистом"". Но самым любимым ударом Оямы был... кин-гэри - банальный удар ногой в пах, который ученики начинают осваивать буквально с первого занятия. Удар ногой в пах кажется настолько простым (кто-то скажет примитивным), что как-то совсем не вяжется с образом мастера. Показательна в этом плане фраза Оямы Ясухико, которой он открывает рассказ о кин-гэри: "Как ни странно, сосай использовал также и удар ногой в пах (кин-гэри)". Ояма Ясухико рассказывает, как однажды во время тренировки основатель Кёкусин поделился с учениками своими взглядами на значение кин-гэри и своим опытом в его использовании: "Слушайте все! В Америке есть такие здоровяки, что похожи на привидение. Того, мой продюсер, совершенно не зная характера американцев, как-то вцепился в меня и стал выкрикивать: "Мае Ояма - самый сильный уличный боец в мире. Он вызывает на бой любого желающего! Если кто-то сможет его уложить, я заплачу ему тысячу долларов"! Я совершенно не понимал английского языка и потому, одиноко стоя посреди квадратного ринга, всеми силами старался понять, что он такое говорит. Вдруг зрители зашумели. Произошло это, когда Того произнес: "Ван саудзан дара" - "Тысяча долларов"! Не зная даже алфавита английского языка, я только и понял что эту фразу "ван саудзан дара!" Ха-ха-ха!". При этих словах учителя мы все невольно рассмеялись. "Под ужасный гул, несшийся со всех концов зала, со своего места поднялся здоровенный мужик. Тут я сообразил: "А-а, так они хотят, чтобы этот мужик схватился со мной"! В разных концах зала встало еще несколько человек, но тут Того поднял вверх один палец и сказал: "Онри ван"! - "Только один"! Под смех и аплодисменты мужик в джинсах и футболке направился к рингу. Чем ближе он подходил ко мне, тем здоровее становился. Он поднялся на ринг и уставился на меня сверху вниз. Головой я ему едва доходил до груди. Стоя передо мной, он казался мне здоровенной двустворчатой дверью. Я невольно оглянулся на Того: у него от неожиданности даже рот раскрылся: "О-о, биггу!..." - "Здоровый!...". Вот тебе и "здоровый" - надо же характер зрителей знать, когда такое устраиваешь! "Ояма, Ояма! - закричал мне Того, - Все нормально! Нормально! Тысяча долларов - деньги немалые!" Рефери смотрел на нас, не понимая ни слова. Мужик также с любопытством оглядел меня, и, в конце концов, расхохотался и сказал, обращаясь ко мне: "Ну, что?! Схватимся?" Честно говоря, у меня колени задрожали. Мужик что-то злобно закричал и пошел на меня, намереваясь схватить меня обеими руками. И тогда я машинально ударил его в пах левой ногой. Эффективность - стопроцентная! Ха-ха-ха! Сейчас все это кажется смешным, но этот удар ногой у меня получился совершенно машинально. С воплем "У-у!" мужик присел на корточки. Машинально я черкнул пальцами по его глазам. Затем придавил лицо мужика левой рукой и нанес ему правый гяку-дзуки в бок. Мой кулак глубоко погрузился в его тело. На этом все и закончилось. При виде этого зрители пришли в бешенство. Начался ужасный гвалт. Мне пришлось спасаться из зала бегством под защитой шерифа, охранявшего зал. Потом я понял, из-за чего зрители взбесились. У них бить ногой в пах считается подлостью. Похоже, именно этот удар и разъярил их. Ударом кин-гэри нужно овладеть в совершенстве. Кроме того, обязательно нужно защищать пах. Разобьют тебе "золотую мишень" (кинтэки) - и все, конец! Ха-ха-ха". Постоянно использовал удары в пах Ояма и в спаррингах со своими старшими учениками. Тот же Ояма Ясухико вспоминает: "Сосай мастерски выполнял удар ногой в пах. Бывало, если при ударе ногой широко размахнешься, то нога сосая тут же молниеносно вылетит навстречу. Нанеся удар, он со смехом говорил: "Запомни, яйца - душа мужчины, хэ-хэ-хэ,.,!". То же самое говорит и брат Ясухико, Ояма Сигэру: "Сосай очень часто бил ногой в пах, причем у него было замечательное чувство тайминга, и удара не мог избежать никто. Нанеся удар в пах, сосай спрашивал: "Ну как, больно"?". Некоторые нюансы использования ударов в пах раскрывает Ясуда Хидэхару: "Поскольку во время спарринга оба противника движутся, то Ояма считал, что удар ногой должен быть нацелен немного в сторону от центральной линии противника... Обычно при ударах ногой нет нужды специально метить в пах, но, если такие удары применяют, то поскольку противники движутся, важно метить "между бедрами". Дело в том, что попасть движущемуся человеку в пах ударом ноги непросто. Это большая удача, если удается нанести удар поддевающим движением снизу между ног противнику". Кроме кин-гэри Ояма в совершенстве владел и широко использовал такие удары ногами как маэ-гэри, кансэцу-гэри, усиро-гэри и хидза-гэри. Стараясь не травмировать младших учеников, во время спаррингов в зале он предпочитал прямые атаки на среднем уровне (тюдан), выполняемые строго по прямой. "Обычно, выполнив маэ-гэри левой ногой, сосай тут же разворачивался и наносил правый усиро-гэри, в который вкладывал движение бедрами, так что тот часто напоминал ёко-гэри. Удар пяткой был настолько сильным, что всегда сбивал с ног даже очень крупных парней", - вспоминает Ояма Сигэру. Удары Оямы обладали колоссальной разрушительной мощью, Поэтому основной проблемой в спарринге с учениками для него было не вложение максимума силы в удары, а наоборот ее контроль. Като Сигэо вспоминает: "У него также были мощнейшие удары маэ-гэри и хидза-гэри, но, поскольку для противников вроде меня они были слишком опасны, он просто не мог их использовать во время кумитэ". К нему присоединяется и Накамура Тадаси: "В спарринге маваси-гэри он почти всегда наносил подушечкой пальцев (тюсоку) и очень осторожно, чтобы не ударить слишком сильно". ТЕХНИКА ЗАЩИТЫ Для защиты Ояма использовал мягкие отводящие блоки. "Я в ту пору был уверен, что правый маэ-гэри у меня классный, но и им я не мог пробить защиту учителя. Он мягко парировал мои удары, словно обволакивая ногу ватой, и в следующее мгновение я уже падал на пол" -вспоминает Като Сигэо. Удары ногами Ояма часто не блокировал, а, опустив локоть вниз, отбивал противнику голень. Ояма широко использовал блоки запястьем (кокэн - "кулак-дуга") и основанием ладони (сетэи), которые прорабатывал в своем любимом ката Тэнсё. Рассказывает Накамура Тадаси' "В спарринге с динамично атакующим противником канте сближался, блокировал удары руками противника своим кокэн, а затем основанием или ребром ладони той же руки наносил удар в живот, ловко пользуясь чрезвычайно короткими движениями". Многие удары Ояма принимал на корпус. "Очень часто мои удары руками и ногами сосай ринимал своим могучим телом", - говорит Ояма Ясухико, - "Во время кумитэ с ним он не раз говорил мне: "Подходи! Бей!", - и, когда я решался на атаку и наносил удары только брызги пота летели мне в лицо. "Еще сильней!", - требовал сосай, и после моего очередного удара его ладонь откуда-то сверху накрывала лицо, а подошва ноги окончательно припечатывала меня к полу. Такие схватки действительно приносили удовлетворение, но к этому иногда примешивалось удивление; почему же сосай позволяет себя бить, а в итоге достается мне одному?" В отличие от многих сегодняшних спортсменов Ояма не просто "держал удар", полагаясь исключительно на силу и закалку корпуса, хотя благодаря своей фантастической кондиции он и это мог себе позволить (как говорит Накамура Тадаси, "все наши удары руками и ногами в живот и грудь для него были нипочем"). С помощью микроуклонов он нейтрализовал разрушительную мощь ударов противника и, не тратя время на блоки, мгновенно переходил в контратаку. "Сосай Ояма, били его руками или ногами, никогда не принимал удар, стоя на месте, Чуть-чуть сместив в сторону уязвимую точку, в момент удара он сближался с противником и буквально сносил его с ног. Эта мгновенная защита с атакой в его исполнении была просто великолепна. Скажу более того. Никакой защиты он при этом не применял: сначала была атака его противника, а затем его собственная атака, и все. Сосай считал, что, если удар блокировать, то контратака будет слишком запаздывать, и что, если ты хочешь свалить противника, блокировать не следует. Поэтому сосай одновременно с атакой противника сближался с ним шагом суриаси и наносил удар рукой или ногой таким образом, что со стороны казалось, будто два тела сталкиваются друг с другом", - рассказывает Като Сигэо. Другой ученик Оямы, Ояма Сигэру рассказывает следующее: "Часто он намеренно подставлял под удары грудь и другие места, и я до сих пор помню как брызги его пота после таких ударов попадали мне в глаза, которые тут же начинало щипать. "А, хорошо! Давай еще раз!" -такое ощущение возникало иногда во время подобных кумитэ. Однако обычно, если я атаковал ударом справа, тут же следовала контратака левой ладонью в лицо, за которой мгновенно наносился удар правым кулаком и т.д... Но что ни говори, самым опасным ударом ногой у сосая был удар ногой в пах". ИСТОКИ БОЕВОГО СТИЛЯ ОЯМЫ МАСУТАЦУ Касаясь вопроса, как происходило формирование боевого стиля Оямы, Ясуда Хидэхару указывает на то, что мастер в разное время изучал различные школы каратэ - Сётокан-рю, Годзю-рю и др. - и другие воинские искусства - дзюдо, Дайто-рю айки дзю-дзюцу. В частности он пишет: "Стиль кумитэ учителя, который мне довелось видеть, включал самые различные элементы. Поскольку он изменялся, реагируя на действия партнера, то у него не было жестко фиксированных форм вроде того, что если противник использует такой-то прием, я отвечу таким-то приемом. Что касается изготовок к бою (камаэ), то он использовал и стойку нэкоаси-дати из Годзю-рю, и стойки с широко расставленными ногами из Сётокан-рю. Нэкоаси-дати позволяла исполнять технику с высокой скоростью, а стойки из Сётокан-рю обеспечивали большую силу в движениях с вложением бедер. Таким образом, он, как говорят в боевых искусствах, "сочетал длинное и короткое". Ударам кулаком передней рукой с выпадом ои-дзуки, сэнсэй предпочитал правый гяку-дзуки, а что касается ударов ногой, то чаще всего он использовал маэ-гэри. Он больше любил не прямолинейные, а круговые движения типа движений ката Канку. Естественно, что он блокировал и бил в ответ, но не по прямой линии, а круговыми движениями, и двигаясь по дуге вокруг противника. Впоследствии в своих книгах он назвал такой стиль боя "круговым кумитэ" - "эн-но кумитэ", но в те времена такого слова еще не было. Он никогда не блокировал простым отбивом, но всегда прихватывал (какэ) конечность противника. Мы все, используя различные блоки на верхнем и среднем уровне, выполняем защиты с прихватом руки противника. Вероятно, такая техника родилась благодаря тому, что сэнсэй изучал различные виды будо. Прихватив руку противника, он сливался с его движением, закручивал его, применял болевые приемы на суставы. Конечно, доводить все эти приемы до конца было немыслимо, и он всегда останавливал прием на определенной стадии его развития. В свой стиль каратэ Ояма включал самые различные приемы, и именно этим он отличался от всех других наставников. Я думаю, что учитель таким образом исследовал эффективные в боевом отношении технические приемы. Изучая различные виды техники, он включал их в свое каратэ. Он прихватывал противника передней рукой или обеими руками, двигаясь по кругу, уходил вбок от него "в мертвую зону" в такую позицию, откуда можно было нанести удар рукой или использовать любой другой прием. Сэнсэй занимался также и дзюдо, и в спарринге мог так бросить своего ученика, что тот даже не мог понять, как оказался на земле. Тогда он объяснял, говоря что-то вроде: "Вот тут у тебя дыра"... Если Ояма наносил удар кулаком сэйкэн-дзуки, то бил на среднем уровне. На лицо же он просто нажимал ладонью и никогда по-настоящему не бил по мишени. Он часто использовал такие удары как уракэн-ути, маваси-ути и фури-ути. Он применял их, двигаясь вокруг противника, Видимо, эти элементы пришли в Кекусинкай из Годзю-рю. Как бы там ни было, техника Оямы была очень богата, а его удар кулаком сэйкэн-дзуки несомненно обладал колоссальной разрушительной силой, но реально удары в солнечное сплетение своим ученикам он наносил разве что в ката". Совсем иную позицию по этому вопросу занимает Като Сигэо: "Техника сосая Оямы - это не техника, которой его кто-то научил. Конечно, это техника каратэ, но все же это техника, которую он усвоил телом во время затворничества в горах и в боях с быками на скотобойне. У меня есть знакомый, который работал на скотобойне в Татэяма. Он даже самых азов каратэ не знает, и о сосае Ояма никогда не слышал, но однажды во время разговора со мной, он рассказал мне следующее: "У нас скотобойне был один странный парень. Он взваливал на себя быков весом под триста килограммов или лупил их голыми руками. В то время как мы били быков молотками по голове, он голыми руками лупил их по башке, бил по рогам". Вслушавшись, я сообразил, что речь идет о сосае Ояме в дни его молодости. Быки, которых сосай Ояма бил голыми руками, едва сознание не теряли. У некоторых из них череп трескался, начинались конвульсии. Когда я спросил знакомого: "А что было бы от такого удара с человеком"? -тот ответил: "Да он бы ему просто шею сломал"! Когда я услышал это, я подумал: "Да, сосай Ояма был действительно крут"! И в то же мгновение я понял, что сосай владел техникой иного, сверхчеловеческого порядка, постиг, что эта техника была рождена его собственным телом в процессе беспрерывной тренировки и неустанного поиска. Свое абсолютное, совершенное чувство времени, позволявшее ему уходить от атак противника, он обрел, когда на него бросались быки, а он, не пытаясь остановить их силой, мгновенно хватал их за рога и отворачивал им головы. Ту замечательную скорость, которая позволяла ему сближаться с противником в момент его удара, он также приобрел, сражаясь с быками, Я в этом абсолютно уверен. Тому, кто сумел совладать со скоростью несущегося быка, ничего не стоило справляться с рывками противников из числа людей. Сосай Ояма не раз говорил: "Главное - сила"! Но и эта его идея, видимо, родилась у него под влиянием боев с быками. В спарринге с человеком можно сбить его с ног дважды или трижды, но в бою с быком, если ты не обладаешь мощью, достаточной для того, чтобы уложить его одним ударом, тебе придет конец. 25.06.10 02:44 chaos |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вообще, Хасан ибн-Саббах был “великим мастером” фальсификации. Иногда он использовал не менее эффективный приём убеждения или, как сейчас называют, “промывания мозгов”. В одном из залов Аламутской крепости, над скрытой ямой в каменном полу, было установлено большое медное блюдо, с аккуратно вырезанной по центру окружностью. По велению Хасана, один из его ассасинов прятался в яме, просовывая голову, через вырезанное в блюде отверстие, так что со стороны казалось, благодаря искусному гриму, будто она отсечена. В зал приглашали молодых людей и демонстрировали им “отсечённую голову”. Неожиданно из темноты появлялся сам Хасан ибн-Саббах и начинал совершать над “отсечённой головой” магические жесты и произносить на “непонятном, потустороннем языке” таинственные заклинания. Неожиданно “мёртвая голова” открывала глаза и начинала говорить. Хасан и остальные присутствующие задавали вопросы касательно рая, на которые “отсечённая голова” давала более чем оптимистические исчерпывающие ответы. После того, как приглашенные покидали зал, помощнику Хасана отрубали голову и на следующий день выставляли её напоказ перед вратами Аламута. Или другой эпизод: доподлинно известно, что у Хасана ибн-Саббаха было несколько двойников. На глазах у сотни рядовых ассасинов двойник, одурманенный наркотическим зельем, совершал показательное самосожжение. Таким способом Хасан ибн-Саббах якобы возносился на небеса. Каково же было удивление, когда на следующий день Хасан ибн-Саббах представал перед восхищённой толпой целым и невредимым. Один из европейских послов, после посещения Аламута - ставки Старца горы, вспоминал: “Хасан обладал прямо таки мистической властью над своими подданными. Желая продемонстрировать их фанатичную преданность, Хасан сделал едва заметный взмах рукой и, несколько стражников, стоявших на крепостных стенах, по его приказу незамедлительно сбросились в глубокое ущелье…” В горах Западной Персии, была налажена настоящая индустрия подготовки профессиональных убийц, которой сегодня могли бы позавидовать современные “спецшколы”. Кроме “идеологической подготовки” ассасины очень много времени проводили в каждодневных изнурительных тренировках. Будущий ассасин-смертник был обязан прекрасно владеть всеми видами оружия: метко стрелять из лука, фехтовать на саблях, метать ножи и сражаться голыми руками. Он должен был превосходно разбираться в различных ядах. «Курсантов» школы убийц заставляли по много часов и в зной и в лютую стужу сидеть на корточках или неподвижно стоять, прижавшись спиной к крепостной стене, чтобы выработать у будущего “носителя возмездия” терпение и силу воли. Каждого ассасина-смертника готовили для “работы” в строго определённом регионе. В программу его обучения входило также изучение иностранного языка того государства, в к 22.06.10 22:48 chaos • текст слишком большой ,пришлось на две части разделить 22.06.10 22:49 chaos • Мощно! И вдогонку: "Когда в 1970-х советский корреспондент посетил одну из арабоязычных стран - потенциальных "братьев по социализму", молодым людям одного городка был задан вопрс - Кем бы вы хотели стать, когда вырастете? -Федаями!- был единогласный ответ 13-16летних отроков. -Борцами за свободу арабского народа!- радостно перевел в объектив корреспондент. (Панков; Боевые искусства мира). Комментарии излишни.. 23.06.10 10:40 Ro-mario • chaos пишет:
ХХ век: 'You're too fat. And your tits are too big.' 23.06.10 18:16 Велемир Веденич • Велемир Веденич пишет:
24.06.10 13:30 chaos • Велемир Веденич пишет:
Точно! Тайлер в этом плане не отличался новизной. Хотя, конечно, тактическое зомбирование у него послабее было, чем у фидаев (поправьте, как правильно!), но вполне традиционными способами он превратил ПР (Проект Разгром, бывший БК) в самостоятельно действующую автономную организацию, не требующую его участия, где каждый боец знал, что делать. Фантазия, но - познавательная. 24.06.10 13:35 Ro-mario |
|
Кстати, спасибо за тему - будет интересно в плане общего развития. И в неклинковом ниндзя неплохо шарили 21.06.10 10:41 Ro-mario • Верно, статья интересная, спасибо! Не знаю, существуют ли эти кланы до сих пор, но не удивился бы. Я думаю, что такая информация в рекламных проспектах не распространяется Есть жеж масоны... 21.06.10 13:08 Велемир Веденич • chaos пишет:
Не думаю. Хотя всяко может быть конечно. Скорее, они могли остаться в качестве глубоко законспирированных маленьких клановых рю, отгородившихся ото всех и блюдущих свои традиции. Живые осколки древности.. 21.06.10 13:47 Ro-mario • Ro-mario пишет:
Не думаю , они даже тогда были намного развитыми ,чем любые другие организации... 21.06.10 14:34 chaos • chaos пишет:
И куда тока смотрит якудза .. Если, конечно, не поглотили и не реструктуризировали уже . 21.06.10 15:09 Ro-mario • Ro-mario пишет:
а вот тут ты ошибся !!! Якудза - это Япония...А ниндзя -это Китай..Тем более ниндзя образовались намного раньше якудза! И еще кое-что , вроде как якудза образовались от некоторых кланов ниндзя(видимо те разширили круг своих интересов) А сейчас наверно все по другому:Хоть якудза образовались от ниндзя,сейчас это две разные вещи... 21.06.10 19:45 chaos • chaos пишет:
Ну хорошо, тогда Триада chaos пишет:
А знаете, почему прочтение изменили? Потому что когда часовые их замечали, они успевали крикнуть только "Сино", а дальше получали отравленный дротик в горло А ниндзя - коротко и ясно))) 21.06.10 20:08 Велемир Веденич • Велемир Веденич пишет:
21.06.10 20:26 chaos • Велемир Веденич пишет:
Триада - это общеизвестное. В средневековом и постсредневековом китае было дохрена тайных кланов и сект, к-ые впоследствии частично выродились либо в гангстерские группировки (типа тойже триады) либо в школы кунг-фу. 90% были уничтожены либо распались, и лишь единицы остались до наших дней (очень любопытная секта шоу-дао, пропагандируемая А.Медведевым (Унибос)). Япония в плане культурных традиций и психофизических тренировок - 90% заимствований из Китая, положенных на местную основу. Но эти 10% и определяют японцев - дух, честь и бескомпромиссность! Иккен хиссацу нах! Где китайский боец делает 7-8 фехтовальных па с гибким мечом, самурай (и ниндзя тоже!) - лаконично и яростно - один удар! - коротко и по делу. Удар - труп. На танцы нет времени (а особенно у тех же нинзя!!) - противник-то им под стать, а зачастую умелее и сильнее. Тут уж кто первым. 21.06.10 20:29 Ro-mario • Ro-mario пишет:
Это да!Наконец-то упоминули!! 21.06.10 20:34 chaos • О них известно слишком мало,а то что известно покрыто мраком... 21.06.10 14:35 chaos • Кое-что о ношении меча ниндзя-то...Люди прочитайте!!!Вот и верьте потом СМИ! В кино мы то и дело видим ниндзя с заброшенным за спину мечом, с торчащей над правым плечом рукоятью и выступающим у левого бока набалдашником-кодзири. Однако Hава Юмио считает, что таким способом ношения меча ниндзя в действительности не пользовались вообще. Аргументы японского специалиста таковы. Во-первых, торчащие рукоять и кодзири болтаются из стороны в сторону и беспрестанно задевают за ветки и кусты, производя совершенно ненужный шум. Во-вторых, такое положение меча не позволяет делать перекаты и кувырки, так как ножны при этом причиняют боль, а большая гарда грозит распороть лицо или того хуже пробить висок. В-третьих, выхватив меч, его практически невозможно вложить обратно в ножны. И в-четвертых, относительно длинный меч в таком положении просто невозможно выхватить из ножен. Вообще традиция меча за спиной была известна японцам с глубочайшей древности. Правда, носили его в таком случае не так, как это показывают в фильмах про ниндзя, а совсем наоборот: рукоять над левым плечом, а кодзири у правого бока. При таком положении меча правша может легко выхватить даже довольно длинный меч и столь же легко вложить его обратно. По мнению Hавы, именно этим традиционным для японских воинов способом и пользовались в случае необходимости <воины-тени>, отнюдь не бывшие новаторами-рационализаторами в этом вопросе. Впрочем, это лишь гипотеза исследователя. И другие авторы считают, что ниндзя все-таки носили меч на киношный манер в тех случаях, когда надо было куда-то лезть либо ползти. Как бы то ни было, чаще всего меч ниндзя носили также как и обычные воины - за поясом на левом боку. Именно это положение давало максимум удобств, так как меч постоянно был в буквальном смысле под рукой. Его можно было мгновенно выхватить, вытащить вместе с ножнами или засунуть обратно. Такая свобода маневра была очень кстати во время тайного проникновения во вражеский дом. Двигаясь в кромешной тьме, ниндзя почти до конца выдвигал меч вместе с ножнами из-за пояса и орудовал его рукоятью как щупом. Если было нужно сделать кувырок, лазутчик одним движением левой руки сдвигал меч на середину живота, если же было нужно присесть, он перемещал меч на спину. Пролезая в щель под забором, <невидимка> вынимал его из-за пояса совсем, клал наземь, зажимал сагэо в зубах, лез в дыру, а затем втягивал меч за собой при помощи шнура. 21.06.10 20:04 chaos • chaos пишет:
Кстати, читал про любопытный способ передвижения в темноте по вражескому помещению. Нинпо-кен (он же ниндзя-то ) держится стандартным хватом острием вперед, ножны на четверть надеты на конец клинка, перевязь от ножен зажата в зубах - получается эдакий подвижный "щуп". При касании концом ножен живой цели (опеределяется мягкостью материала и матюгами), резким рывком назад меч освобождается и сразу же подается вперед уколом. Потом ножны наощупь снова надеваются на острие клинка и "сканирование" продолжается.. Вот такие продвинутые ребята Даже среди гор макулатуры, изданной про ниндзютцу, можно найти жемчужинки интересного опыта.. А по ношению - думаю, стандавтный способ ношения катаны, шашки либо ниндзя-то одинаков: ножны за кушаком на левом (для левши - правом) боку, клинок в ножнах лезвием вверх, рукоять смотрит вперед немного наискосок. При таком положении мало-мальски изогнутый клинок любой длины выхватывается в долю секунды, с секущим ударом - по желанию Ну и по ситуации - за спиной по диагонали, на бедре, точнее боку - вертикально (под полу халата или што там у них), да хоть на плечах горизонтально - в зависимости от текущей задачи. 22.06.10 15:21 Ro-mario • Ro-mario пишет:
хм...интересно... 22.06.10 21:56 chaos • И еще кое-что(вторую часть текста читать обязательно!! ): Слово ниндзя записывается двумя иероглифами: нин (в другом прочтении - синобу) - 1)выносить, терпеть, сносить; 2)скрываться, прятаться, делать что-либо тайком; и ся (в озвонченной форме - дзя; в другом прочтении - моно) - человек. Существительное синоби, образованное от глагола синобу, означает: 1)тайное проникновение; 2)соглядатай, лазутчик, шпион; 3)кража. Слово ниндзя появилось лишь в XX веке! Ранее его эквивалентом было иное прочтение тех же иероглифов - синоби-но моно (буквально "скрывающийся человек", "проникающий тайно человек"). Так в Японии, начиная с XIV века, называли лазутчиков. 21.06.10 20:07 chaos • хмм...(Узнал о школе ниндзюцу в России:так там все потроено на религиозных вещах(религия не понятно какая ),вобщем секта... Где настоящее ниндзюцу?! По ходу придется использовать то что есть ,либо искать самому... 21.06.10 20:45 chaos • chaos пишет:
А оно вам надо? Таки вам для чего? Если использовать специфические навыки, то дорога прямая - в спецназ ГРУ. 22.06.10 09:40 Ro-mario • Катинок, жалко нету.. Интересные картинки, мож отсканирую по возможности. 23.06.10 10:29 Ro-mario |
Страницы: 1 2 3 4 |