On-line: гостей 0. Всего: 0

АвторСообщение



Сообщение: 56
Зарегистрирован: 17.06.10
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.06.10 02:59. Заголовок: Перехват инициативы в бою


Преимуществом боевой системы являются не сами элементы движения, а детально разработанные методы их комбинирования, практически забытые сегодня в спорте. Человек недостаточно опытный, или же спортсмен, изучающий искусство как множество отдельных приемов, как правило, в бою может выполнить около десятка-полутора из известных ему нескольких сотен. Сторонник системного подхода, на основе десятка базовых схем в бою творит совершенно неповторяющуюся двигательную импровизацию, и, даже сам того не замечая, может соединять в ней парадоксальным образом секреты разных школ, о которых он и понятия не имеет.

Подобные различия проявляются на первых же порах: достаточно сконцентрироваться на правильности отработки и взаимной подгонке составных элементов базовых траекторных схем.

Структура действия обеспечивает разнообразие, необходимое для непредсказуемости действий - оно появляется за счет смещения акцентов, варьирования положений тела, а иногда и за счет намеренного нарушения двигательного стереотипа, если противник успел к нему адаптироваться. Техническая основа действия остается той же самой, но его внешний вид становится настолько неузнаваемым, что вынуждает создавать новую контрпрограмму.

Очень важной особенностью системы является максимальная сочетаемость ее элементов. Если бой строится на заученных комбинациях, то противнику довольно леко просчитать их развитие и "вставить вам палку в колеса". Но если за любым элементом вы без особых затруднений можете выполнить любой другой, то предсказать развитие вашей атаки гораздо труднее.

Несмотря на эту внешнюю неопределенность, бой хорошего мастера всегда отличается рациональностью и красотой. Правильное действие не может не быть красивым - ведь красота не что иное как комплексная правильность, законченность, когда системные свойства целого многократно превосходят свойства отдельных частей.

Теперь вернемся к началу. Ни одна система не будет работать, если ее детали взаимно не подогнаны и многократно не проверены. От степени освоенности техники зависит ее боевая пригодность. И здесь методика сталкивается с тем, что подбор изучаемых обязательных схем по мере возрастания их сложности не всегда обеспечивает полноценное выполнение техник. Так, например, нет смысла изучать удар ногой в прыжке после того, как он уже изучен в стойке - теперь боец просто не будет бить в бою прыжковые удары, ведь наработанный основной удар из стойки ему сделать легче и быстрее. Мало того, боец теперь с большим трудом обучается наносить удары в движении - он бьет только с остановки. Так базовый упрощенный вариант преграждает путь к дальнейшему совершенствованию.

Аналогичным образом не стоит изучать жесткую работу прежде мягкой; человек, и без того закрепощенный своим неумением, будет дополнительно закрепощен жесткостью техники. Его движение приобретет отрывистость, судорожность, которая будет разбивать на отдельные фрагменты не только комбинации, но даже составляющие их удары. Другими словами, элементы лишатся возможности взаимной деформации, подгонки, а лишь она способна превратить их путаницу в единый росчерк приема. Сам же боец лишится способности чувствовать природу движения и его внутренние возможности. Так, например, многие не видят того, что реверсивный прямой удар кулаком и передняя подножка являются по сути одним и тем же движением (рис. 1а, 1б).

Итак, личная боевая система имеет очень разветвленное строение. Покамест мы остановимся на этом этапе. На первых порах необходимо не перегружать себя знаниями, а упорно прорабатывать основы. Тогда в дальнейшем вы с легкостью воспримете остальные, более мелкие особенности техники или даже откроете их самостоятельно, что для вашей практики будет наиболее ценным опытом.

Принципы перехвата инициативы - "трое ворот"

Даже зная, как выполнить какой-либо удар или бросок, и даже натренировавшись в спортивном зале на манекенах, группах и неподвижно стоящем партнере в условиях, которые более или менее подходят под определение "реальный бой", мы сталкиваемся с тем, что не в состоянии провести, казалось бы, надежный прием из-за того, что противник стоит чуть-чуть не так, как бы этого хотелось. Естественно - он и будет стараться так встать всегда, поскольку совсем незаинтересован в вашей выгоде.

Наиболее выгодный момент для проведения приема, будь то удар или бросок, возникает тогда, когда противник вынужден сменить позицию. Именно в этот краткий миг между двумя надежными "окопами" ваши действия будут наиболее эффективными. Конечно, если мы не контролируем противника, перемещение его центра тяжести, не создаем постоянно бреши в его обороне, не застигаем его врасплох, то использовать эти уязвимые моменты будет очень трудно - ведь каждый человек стремится сделать необходимый переход как можно быстрее, свести опасность к минимуму.
Как же поймать этот момент? Над этой задачей бьются все спортсмены-единоборцы, и от того, насколько успешно они ее решают, зависит их место в "табели о рангах". Мы же спортом не занимаемся, потому предпочитаем создавать такие моменты самостоятельно. Самой первой задачей является ограничение подвижности противника. Как правило, для ее решения используется захват или наступ на ногу врага. Это вовсе не значит, что миниатюрная девушка должна как клещ вцепляться в верзилу с "боксерской" физиономией, который к ней, как это говорится, "пристает". Я не думаю, что такая дурацкая тактика пойдет ей на пользу. Захват или наступ должны быть мимолетными, служить как для прочной фиксации противника, так и для опоры на него (как обезьяна скачет по веткам), и прекращаться сразу же после того, как вы завершите свою атаку. Если вы задержите захват дольше необходимого срока, то он будет играть на руку противнику, особенно если он превосходит вас по габаритам.

Запомните одно из самых важных правил боя: "Главное не то, кто вокруг кого бегает, и кто кого швыряет, а то, кто в процессе взаимного движения находится в наиболее выигрышном положении для проведения очередной атаки, наиболее опасной для противника и наименее опасной для него". Иногда очень выгодно дать себя бросить, чтобы, захватив в полете шею противника, свернуть ее всей силой падения, причем щедро увеличенной стараниями незадачливого Голиафа. Сохраняя контроль над ситуацией, вы всегда сможете найти подходящий выход. Но сейчас мы говорим о входах в противника. Раскрыть его, проникнуть в его оборону можно тремя способами, которые обычно называют "тремя воротами".

I. Ворота - контроль
Равновесие, а точнее, контроль за движением собственного тела - самое главное условие для выполнения любого технического действия в любом стиле боя. Поэтому, входя в соприкосновение с противником, необходимо постоянно сохранять контроль за своими движениями. Это достигается отработкой "боя с тенью" и замедленных спаррингов с партнером. Движения должны быть легкими, естественными, но в любой точке их траектории необходимо быть готовым выполнить молниеносный сброс энергии, мгновенно увеличив свою скорость и силу в десятки раз. Очевидно, что если отклонить или пресечь течение любого приема, то сброс не достигнет цели, т.е. эффективность действия снизится до нуля. Такой же результат можно получить, вынудив противника выполнять свои действия из неудобного положения. То есть необходимо следовать основному правилу: выигрывает не тот, кто двигается лучше, а тот, кто эффективнее мешает своему противнику. Поэтому в бою выгоднее постоянно идти на сближение с противником, не давая ему возможности размаха или маневра, сковывать руки, наступать на ноги, стремясь проникнуть в "мертвые зоны", прежде всего - зайти за спину, где противник не в состоянии полноценно ударить вас.

Более опытный боец может создавать "мертвые зоны" сам, прижимая руки противника к телу, переплетая их друг с другом, воздействуя на его бедро и колено. Для него достаточно оказаться сбоку, противопоставив две своих руки одной руке противника, две своих ноги - одной противника. Тогда у бойца, удерживающего противника в нужном положении, всегда окажется "резервная" конечность, которой он сможет без помех производить удары и захваты, вынуждая врага к сдаче или же окончательно добивая его. Совершенствуясь в своем мастерстве, боец получает возможность более свободного действия. Ему уже не обязательно сохранять неразрывный контакт с противником, чтобы проконтролировать его движение. Достаточно в удобный момент совершить точно рассчитанный рывок или толчок, чтобы придать телу противника невыгодное для него движение, заставить его потерять равновесие. Не имея твердой опоры, лишь немногие мастера способны выполнять эффективные боевые действия, да и то при этом они вынуждены добавлять движению необходимую силу, корректировать его направление, ибо то, что выгодно вам, невыгодно противнику. Человек, лишившийся равновесия и не нашедший новой точки опоры - статической или динамической - беспомощен и слаб, как ребенок. Конечно, многое определяется степенью его мастерства, но, так или иначе, вы всегда сможете атаковать его быстрее, чем он будет в состоянии защититься или тем более ответить.

Таким образом, достаточно толчком, рывком или ударом придать телу противника неподконтрольное ему движение, чтобы оказаться в положении, удобном для встречной либо сопровождающей контратаки, которую он не в состоянии будет отбить. Тело противника в этот момент зачастую как бы "плавает" в воздухе, и достаточно малейшего импульса, чтобы заставить его изменить направление движения. Т.е. можно "поддерживать" его ударами сколь угодно долго, перекидывать его с руки на руку, как печеную картофелину: как правило, человек после первого изменения траектории теряет ориентацию и лишается вследствие этого всякой возможности координировать свои действия. Очевидно, что каждый будет стараться как можно быстрее восстановить свой контроль над движениями тела. Опытный мастер в этой ситуации способен расслабиться, "лечь" на поток энергии в ожидании удобного момента - но подавляющее большинство людей, пытаясь восстановить равновесие, "уходят в себя", отвлекаются от внешних явлений. Человек в этом состоянии смотрит, но не видит, чувствует, но не осознает, тело его цепенеет, движения замедляются. Именно потому выгодно наносить удар "влет", не имеет значения, навстречу или вдогонку - в любой случае эффект будет ошеломляющий. Воля противника будет сломлена, психологическое равновесие нарушено - в таких случаях многие теряют сознание именно от этого, а не от силы удара.

Устанавливая через первые ворота контроль над движениями противника, мы, даже не обходя его, получаем возможность вдвое усилить свой удар, "натаскивая" на него противника или же просто лишая его возможности погасить силу удара наклонами.
Следует заметить, что, входя в первые ворота, мы пользуемся такими воздействиями, как удар, толчок, рывок, захват. Нашей основной задачей явяется как можно более долгое "поддерживание" противника в "подвешенном" состоянии, позволяющем нам беспрепятственно наносить ему новые и новые удары. Не стоит рассчитывать на то, что вы сумеете управиться одним ударом - как правило, его оказывается недостаточно.

II. Ворота - боль
Любая техника, не причиняющая противнику существенных повреждений, рано или поздно приведет к поражению - так, противник, бросаемый снова и снова, может только разъяриться еще больше и, улучив момент, провести свою атаку. В бою с группой "беззубая" тактика приведет к гибели бойца - тогда уж лучше просто стоять и не сопротивляться - может быть, пожалеют и сильно бить не станут. Как правило, именно так думают и поступают люди, сдающиеся противникам без боя, - они просто не уверены в том, что их контратака может быть эффективной. Если же человек посвятил достаточное количество времени тому, чтобы выставить себе хотя бы один надежный удар, и испытал его на человеке, нанося удары в разные уязвимые точки, то обретя психологическую готовность, он вправе рассчитывать на успех - даже если вся его практика ограничивается избиением мешка.

Человек устроен таким образом, что, испытывая сильную боль, он теряет способность корректировать и контролировать свои воздействия. Естественно, через несколько секунд он адаптируется к боли и в какой-то мере восстанавливает свою боеспособность - в зависимости от того, насколько серьезна полученная травма. Но в эти несколько секунд он почти не способен защищаться - используйте этот момент для своих атак.

Особо хочется отметить то, что в первую очередь следует поражать не жизненно важные органы (сердце, печень, горло), а уязвимые места (суставы, нервные узлы) рук и ног. Бить сразу в тело все равно, что пытаться грабить банк, не убрав охрану, - почти бесполезно. Также бесполезно пользоваться блоками спортивного каратэ: если рука не "убита", она будет атаковать снова и снова. "Убив" ногу противника, мы лишаем его не только возможности драться, но стоять и ходить. "Убив" руку, мы открываем себе свободную зону поражения, беспрепятственно осыпая ударами незащищенный бок, а выкручивая как попало пораженную конечность, с легкостью управляем даже гораздо более массивным противником.

Прежде всего, для успешного входа во вторые ворота необходимо полностью выбросить из сознания само слово "защита". Нет, вы не защищаетесь - вы атакуете - разница только в том, что цель для атаки вам "подает" сам противник. Используйте встречное движение - это самый простой вариант. Вложитесь в него полностью - удвоенное силой его же атаки, оно с легкостью размозжит бицепс любого культуриста. Эффект будет такой, как будто бы ему отрубили руку, многие даже не в состоянии удержаться на ногах. Это гораздо гуманнее, чем бить, например, в печень или сердце. Человек останется здоровым, а конечность заживет довольно быстро. Повредив же серьезный орган, мы рискуем оставить его больным на всю жизнь. Удар в конечность, кроме того, можно нанести с гораздо большей дистанции, чем та, которая требуется для атаки в голову или корпус, таким образом, вы сможете начать бой на полметра раньше, чем ваш противник, желающий, в силу сложившейся привычки, бить в корпус или в голову.

Есть еще одна выгодная возможность - ударом в ногу "отнять силу" у атакующей руки. Дело в том, что, отвлекая внимание противника от его удара, мы тем самым лишаем удар необходимой энергии. Боль - это сгусток неуправляемой энергии, затыкающей канал. Естественная циркуляция нарушается, все силы брошены на определение разрушений и срочный ремонт. Остальные "боевые посты" в это время сидят на голодном "аварийном" энергетическом пайке. Более того, конечность ниже болевого узла практически не получает вообще ничего - ведь канал перекрыт. Справляясь с болью, организм включает все резервы. Больное место трясут, трут, поглаживают, сжимают в руках, проводя своеобразным "массажем" искусственную волну энергии, "промывающую" канал и "растворяющую" боль. При болевом ударе по корпусу человек конвульсивно сгибается или выгибается, подпрыгивает или катается по земле. Это непроизвольная реакция. Тело реагирует всегда одинаково - и опытный боец, нанося точно рассчитанные удары, легко "разворачивает" и "изгибает" противника так, как ему удобно. В момент боли человек опять-таки смотрит, но не видит, чувствует, но не осознает. Он весь занят своей болью. У Вас есть свободная доля секунды - нанесите ему еще один удар - и Вы продлите это время до тех пор, пока он не сдастся, или Вы не нанесете ему решающий удар.

Атака в бьющую конечность создаст еще и страх, нежелание вновь бить "обжегшейся" рукой. Кроме того, опытный боец сплошь и рядом, выполняя одновременно пресекающий удар или отвод, тут же контратакует в корпус или лицо, пользуясь тем, что с этой стороны рука противника потеряла защитный потенциал, "уйдя" в свою атаку. То есть контрудар на встречном движении поражает его в тот момент, когда он делает сброс в своем ударе. Шокирующий эффект такой встречи очень велик - развал тела наступает мгновенно.

Кроме ударов, для входа в ворота боли могут быть использованы и захваты. С силой щипая и вдавливая определенные точки, а также выкручивая и перегибая конечности, можно добиться того же эффекта. Но, выполняя болевые замки, следует точно отдавать себе отчет в том, что именно вы хотите сделать. Резкий сброс удается легче, чем медленный нажим, противник не успевает сопротивляться, но труднее контролируется, поэтому сустав может быть легко сломан. Держа человека на болевом пороге, очень легко вывести его из равновесия, открыв тем самым первые ворота. В сущности, редко можно встретить вход через какие-то одни ворота: открыв одни, мы тут же стараемся войти и через остальные - как и происходит при реальной осаде крепости, когда штурмующие стараются обрушиться на осажденных со всех сторон.
III. Ворота - непредсказуемость и скрытность
Если противник в состоянии предугадать Ваши действия, он с легкостью использует любое Ваше движение против Вас. Лишив его этой возможности, мы заставляем его уйти в оборону, свести свои действия до минимума, то есть фактически отказаться от агрессии.

Здесь нелишним будет напомнить о том, что вход в эти трое ворот не является "волшебным средством", обеспечивающим безоговорочную победу - это надежное средство для перехвата инициативы, но не более. Удерживать инициативу - ваша проблема. В третьих воротах самыми важными факторами являются неясность, неопределенность базовой техники и оригинальность ее использования. То есть отработанные заранее техники не должны быть распознаны вплоть до самого момента сброса, только тогда форма принимает свой канонический вид, складываясь в необходимую для сброса жесткую конструкцию, траектория же доставки удара к цели большого значения не имеет. Поэтому классический внешний штопорный удар, выглядевший на фазе доставки как боковой, сбрасывается по центральной линии, а пинок, выглядевший в точности как дуговой удар внутрь, оказывается маятниковым ударом изнутри. Но такая форма, как финт, в реальном бою оказывается достаточно рискованной игрой: пока вы изображаете фальшивую атаку, можете нарваться на контратаку подлинную. Поднять одну руку, ударяя другой - вот это другое дело. Захват и удар не должны определяться заранее. Если боец сам не знает, какого рода воздействие сейчас выполнит, то как сможет это узнать противник? Поэтому в каждом движении изначально закладывается множество вариантов его развития, чтобы не сбавляя скорости движения, обогнуть защиту и поразить цель. Именно эти возможности дает работа по принципу "плавающей руки", когда основные движения совершаются корпусом и кистью, сохраняя локоть в округло-полусогнутом положении, наготове для мгновенного сгибания-разгибания. За счет этого резерва и совершается необходимая коррекция траектории удара.

Большое значение для входа в третьи ворота имеет свободная, взаимонезависимая работа конечностей, опирающаяся на единый импульс тела, инициирующий атаку. Обычный человек не в состоянии двигать конечностями независимо друг от друга (эта способность достигается упражнениями с кругами) и потому неспособен эффективно отреагировать, если одновременно производится атака даже двумя, не говоря уже об атаке тремя и более ударными зонами (лично мне удавалось задействовать одновременно до 7 зон). А если еще применяется метод повторного удара, то попадание в цель хотя бы одного из них обеспечено. Именно в момент попадания удара он должен приобрести жесткость, необходимую для сброса - для этого и практикуются упражнения на развитие сверхчувствительности. Рука сама должна решить, "вкладываться" в удар или нет, а может быть, перейти на захват - наводить справки с помощью рассудка просто некогда. Выведя противника на сверхскоростной режим, мы лишаем его возможности корректировать ход боя сознательно. Бой будет вестись на бессознательном уровне. Здесь огромную важность приобретает предварительная медитативная проработка движений и способов их взаимопревращений, призванная наделить конечности собственной чувствительностью, можно даже сказать - собственным сознанием. Объемная универсальная структура движений тоже повышает вариативность, в то время как двигательные возможности большинства людей, подготовленных по "внешним" школам, падают до "ящерного" уровня. В этом состоянии "внешний" боец находится целиком во власти отработанных комбинаций и полностью лишается возможности импровизаций и финтов. Его движения, несмотря на скорость, легко распознаются, а способность восприятия резко снижается. Достаточно свернуть с проторенного им пути и вы увидите, как грозные удары рассекают воздух там, где вас уже нет. Но для работы на сверхскоростях необходим большой практический опыт.

Прыжки, уклоны, смена уровней боя составляют еще один аспект третьих ворот. Как правило, большинство бойцов подготавливается сейчас по нескольким довольно близким системам, опирающимся, в общем, на одинаковый двигательный стандарт, типа "каратэ-кикбоксинг". Сталкиваясь на улице с представителем стиля, например, змеи, или обезьяны, или даже просто с опытным бойцом, эти люди теряются, не в силах быстро скорректировать двигательную программу - и проигрывают инициативу, т.е. открывают третьи ворота. Неожиданным как правило оказывается захват за волосы и половые органы, удар в прыжке, в падении, удар головой, укус, удар рукой по ноге, наступание на ногу стопой или коленом - с таким воздействием в спортивных школах люди редко встречаются, а поэтому и проигрывают. Еще одним коварным приемом является скрытый удар, который наносится либо вне поля зрения противника, либо под прикрытием одежды, руки или ноги - своей или противника. Таким образом, удар достигает цели практически незамеченным и поэтому производит сильный шокирующий эффект.

Неплохо также действует вариант "ловушка", когда противника "соблазняют" специально созданной брешью в обороне, чтобы обрушиться на его бьющую конечность всей мощью своей контратаки или же проскользнуть в цель под ее прикрытием. Разновидностью ловушки можно считать размен, когда противнику позволяют нанести удар, контратакуя его в жизненно важный орган. Так, например, разменивают ссадину на скуле на пинок в пах, удар в грудь на перелом локтя, удар по ноге на тычок пальцами в глаза. Эта тактика применяется против опытного и осторожного противника в ситуации, когда выгоднее пожертвовать пешкой, чем получить мат, (так, например, иногда выгодно подставить под удар раскрытый рот, чтобы, даже ценой нескольких зубов, повредить руку врага).

Неожиданная подставка полуоткрытой двери, брошенная в лицо горсть песка может полностью нейтрализовать противника, а возглас "хватай его, Коля!" - заставить обернуться. Подбросив вверх монету, можно заставить противника открыть горло, дунув в лицо - вынудить закрыть глаза, нагнувшись, чтобы "завязать шнурок" - спровоцировать на атаку ногой или открыть пах.

Соединяя и комбинируя воздействия во всех трех воротах, мы в состоянии без помех господствовать в боевом пространстве, даже если противник несколько превосходит нас силой, ростом, быстротой и мастерством. Ваша задача - не дать ему возможности воспользоваться этими преимуществами.


Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка свернутый текст

не делать ссылки активными


Все смайлики: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
имя
  
пароль
  зарегистрироваться    
Тему читают:
(-) сообщения внутри нет
(+) новый ответ
(!) объявление администратора
(x) закрытая тема
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет