On-line: гостей 0. Всего: 0

АвторСообщение



Сообщение: 293
Зарегистрирован: 05.12.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.08.13 12:12. Заголовок: Рецензия на книгу Дениса Черевичника "Всемирная история поножовщины".


Рецензия на книгу Дениса Черевичника "Всемирная история поножовщины".

По свежим следам, сразу же после прочтения, хотел бы рассказать про свои впечатления о книге.

Сразу принесу свои соболезнования тем, кому книги не достанется. Книга просто великолепна! Тираж- 1000 экземпляров, но, как сказал в свое время Пикуль, "... Большие тиражи - для больших дураков, а маленькие - как раз по числу мыслящих голов на планете."(с)

Скажу сразу, что мне, привыкшему читать страницы по диагонали, поначалу было трудно: приходилось читать каждую строку, так много интересной информации в них было. И полицейские сводки, и провительственные постановления и указы, и отчеты средневековых больниц! Проще, наверное, сказать, чего там не было.

Автор в свое уремя столкнулся с дилеммой: написать академическую работу, или научно-популярную? В результате родилась великолепная квинтэссенция обоих жанров: изобилирующая фактами, легко читающаяся, и постоянно держащая в интересе и напряжении. Работа была проделана колоссальнейшая, но результат того стоит!

Особенно хочу остановится на том, что автор не поддался соблазну написать очередную книгу про ножи, "имя коим- миллион!", а создал работу, стоящую на стыке таких вечных ценностей, как мораль, понятие о чести, законе, и о том, как их понимали в то неспокойное время. Таким образом, мы имеем не очередной опус- каталог про ножи, а работу, затрагивающую культурологию, социологию и многие другие дисциплины.

Итак, пройдемся по главам.

Первые главы посвящены экспортерам "ножевой культуры"- Испании и Италии, сугубо католическим странам, где вопросы чести воспринимались особенно щепетильно, а традиции фехтования, пусть и не ножевого, прослеживались со времен Древнего Рима.
Автор не только познакомил нас с ножами, стойками, манерой боя, одеждой уличных фехтовальщиков, но и углубился в такое понятие, как "дуэлло рустикано" и понимание чести среди плебса, будь то итальянцы или испанцы.
Особенно колоритно передан быт и Испании и Италии, такое ощущение, что стоишь где- нибудь на полутемной средневековой улочке, наблюдая за игрой в карты испанских шалопаев, играющих колодой, предложенной баратеро, снимающим за это свой "навар".
Или переносишься в тюрьмы Малаги или Италии, где господствовала "Ла Гардунья" или ее итальянский аналог- "Каморра" со своими законами, уставом, сводом секретных правил.
Или вместе с автором переносишься на Форум, где в поножевщине, и, перекидываясь камнями, решают в рукопашной свои разногласия конкурирующие банды "булли"- эти мачо Рима, предки нынешних "тиффози".
Книга, кстати, укрепила в уверенности, что большинство светлых голов Итальянского Возрождения, такие, как Караваджо или Челлини, были отъявленными хулиганами, но "то, что разрешено Юпитеру- не разрешено быку", то есть, на проступки, которые для обычного "булли" могли окончится плачевно, Папа предпочитал смотреть сквозь пальцы, так как ясно осозновал всю величину таланта как Челлини, так и Караваджо, да и многих других мастеров Ренессанса.
Удивил такой малоизвестный факт, как участие испанцев в войне 1812 года на нашей стороне в составе сводного отряда Фигнера.
Кстати, в книге очень четко показаны, откуда растут корни у тех же аргентинских гаучо, фехтовальщиков на боуи в США, мафии- тут, как раз, имеет место экспорт ножевых культур из стран Средиземноморья, которому посвящена целая глава.

Подробно описаны и эксцессы, происходившие в Брабанте- родине Тиля Уленшпигеля, католической части Бельгии. Что уж говорить, исчерпывающая голландская пословица "100 голландцев-100 ножей, 100 шотландцев- 200 ножей, 100 французов- ни одного ножа", говорит за себя. А так как Петр Первый практически во всем Голландию ставил в пример, то и драконовские антиножевые законы он импортировал из оттуда.

Не менее интересны и главы, посвященные гаучо Аргентины и американским "десперадо", которые были во многом, в общем, похожи. Практически те же строгие законы дуэли, большие клинки, пончо, "все новое- это хорошо забытое старое", в данном случае в большинстве своем завезенное с эмигрантами из Испании и Италии.

На Греции особенно останавливаться не буду. Даже стихи древнего Гомера пропитаны насилием: борьба за жизнь, свободу и честь у греков в крови.

Про Францию и культуру "апашей" в нашй стране писалось мало, пожалуй, большинство сведений я подчерпнул из "Отверженных", "Похождений Арсена Люпена" и "Папийона". А ведь это был целый мир со своими законами, сводом правил, своми понятиями о чести! Подземный мир" серебряного века"...

В книге очень четко показано, как плебс преспосабливался к ужесточающимся законам и эдиктам: так, например, в ответ на запрет шпаг и тесаков, складные ножи баратеро и матонов приобрели ужасающие размеры, а негры вооружились бритвами, так как ношение даже ножей рабам было запрещено. "Голь на выдумки хитра!"- как видите, эта пословица оказывается действенной не только у нас.

Мне, как живущему в Финляндии, особенно интересно было прочитать главу, посвященную культуре "пууккоюнккари", даже в Финляндии эта тема не особенно освещается по причине того, что поножовшщины происходили по большей части в Етеля-Похъянмаа, первоначально шведскоговорящем регионе, то есть имели шведские корни.
В современном мире европейской толерантности как то не принято кивать на соседей.
За основу автор взял труд Хейкки Юликангаса- одного из самых авторитетных авторов финского ножевого криминала.
Проблема была еще и в том, что если про Испанию и Италию написано много, то материала по Финляндии достаточно мало, так что большое спасибо автору за проделанную долгую и кропотливую работу!

Не менее интересны и вопросы скарификации- шрамирования на дуэли. Это и "пигуа" французских апашей, так называемая "сучья метка" в нашем понимании, и фреджо итальянких каморристов, и аналогичные шрамы, оставляемые испанцами и в прочем криминальном мире. И весь смысл "дуэлло рустикано", в основном, заключался в стремлении "пустить противнику кровь", обезобразить, но никак не убить. Убийство расценивалось, как досадная оплошность, более того, в Финляндии убийство говорило о низком уровне бойца.

Обидно, что автор не затронул Германию, Польшу, Венгрию, "Балканский котел". Хотя, вполне возможно протестантизм и педантичность немецких бюргеров вкупе в эффективным карательным механизмом быстро свели на нет зачатки так называемых народных дуэлей.

В заключение хотел бы сказать, что работа проделана огромная, но она того стоила, результат превзошел сам себя. Нам остается ждать только новых книг от автора, а зная его перфекционизм, не сомневаюсь, что дальнейшие исследования будут не менее захватывающими и информативными, чем это.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка свернутый текст

не делать ссылки активными


Все смайлики: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
имя
  
пароль
  зарегистрироваться    
Тему читают:
(-) сообщения внутри нет
(+) новый ответ
(!) объявление администратора
(x) закрытая тема
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 22
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет